Утьма - одно из кладбищ цивилизации.

Начать новую тему   Ответить на тему Подписчиков (0)
Форум » Клуб мотовелопутешественников. Туризм и отдых » Утьма - одно из кладбищ цивилизации.
Отшельник

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 20.01.2012, cообщений 173
Ярославль
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 19:39 / 09.05.12

Утьма.

После удачной поездки на Лаврентьев Холм, долго разглядывал карту, и чёрный крестик в зелёном массиве на берегу Утьмы, северо-западнее Титово. Расстояние от Титова, такое же, как до Холма. Сырых мест и ручьёв нет. Дорога полевая и совсем мало лесной. Сведений ни о названии церкви, ни о состоянии дороги добыть не удалось. Намечалась очередная разведка. Неделю стояла сухая погода, да и дорога на 90% знакома, решил обнаглеть и ехать в разведку на старом Японском скутере для домохозяек. У табуретки нет вариатора, поэтому он едет не быстрее 30 км/ч. Тем более компанию должны были составить велосипедисты Woldemar со товарищем. Маршрут не велосипедный, для одного дня, поэтому на их участие я не надеялся.
В воскресение 10 июля, выходя из дому, с удовлетворением заметил пересохшую лужу и прохладную погоду. Немного негатива добавила ползущая с севера синяя туча.
6.00 Старт. Японская техника подвела уже в гараже – по непонятной причине вытекло масло из маслобака раздельной системы смазки. Вся нагрузка опять ложится на старика MINI. Заводится с пол оборота и готов тащить хоть на край света. На этот раз это край района.
Подъезжая по окружной к нефтестрою, ощущаю на лице первые капли дождя. Синяя туча закрыла полнеба и не оставила ни какой надежды на солнечную погоду. Настроение упало. Поездку надо сворачивать. Решил для очистки совести, доехать до Гагаринского моста, убедиться, что попутчики сидят дома, и, с лёгкой совестью повернуть назад. Издали заметил оранжевую куртку. Woldemar! Вот и встретились! Настроен азартно, сотоварищ, по всем приметам, сидит дома. Придётся ехать.
С моста мой попутчик взял такой темп, что я значительно отстал. Отставанию способствовала свора собак с асфальтобетонного завода, от которых пришлось отпихиваться ногами. Наконец, наглотавшись едкого дыма от непрогретого двигателя, собаки отстали. Велосипедиста еле догнал. Попросил ехать помедленнее, сил на дольше хватит, да и моему старику легче. Woldemar согласился ехать за мной, по стилю «гонка за лидером». Я не раз так сопровождал попавшихся на пути велосипедистов – экономят в силах на сопротивлении воздуха. Скорость намеренно пришлось сбросить до 25 км/ч. Но велосипедист, то ли из-за отсутствия встречного ветра, то ли из-за выхлопных газов, держал приличную дистанцию и ближе десяти метров не приближался.
Таким темпом проехали Кормилицино. Двигатель мопеда после затяжного подъёма при почти попутном ветре начал подклинивать. Я же, изрядно озяб. Температура, если верить термометру на Дубковской заправке, была всего +6 градусов. Для лета, Это дубак. Останавливаюсь за посёлком. Даю двигателю остыть, Woldemaru отдохнуть, а самому погреться. Начавший моросить дождь, прошёл стороной. Нам достался слегка влажный асфальт.
За следующий переход, мы одолели расстояние до Коромыслова, а точнее до железнодорожного переезда. Светофор закрытия переезда зажёгся, как говорится, «перед самым носом». Остановить мопед, у которого тормоза только числятся, не успеваю. Увернувшись от падающего на голову шлагбаума, со страхом наблюдаю за готовым в любой момент подняться заграждением. Спасибо дежурному по переезду - дал нам время убраться с путей и только потом поднял заграждение. Иначе было бы обидно, по словам Woldemara, погибнуть под колёсами им же отремонтированного локомотива.
У деревни Старосёлово, где я пережидал грозу в прошлом походе, замечаю такую особенность - сорваны обе таблички с названием населённого пункта. В Ильинском, которое ещё и Урусово, оказался открыт придорожный магазинчик. Woldemar купил там бутылку минералки. В местной речушке, я набрал воды для охлаждения движка. Перед поворотом на Настасьино – сюрприз: Отсутствует знак пересечения с главной дорогой – выдрали с корнем.
После непродолжительного отдыха, во время которого я поднял седло, чтобы было удобнее ехать по грунтовке; уронил мопед и, запнувшись за него, едва не растянулся сам. Двинулись через поле на Настасьино. Грунтовка подсохла настолько, что грязи не было. Мопед, не ощущая сопротивления дороги, перегрелся только один раз на подъёме из Жуковки. В Настасьино короткая передышка и переход до Родионово проходим без остановок. По дороге на Титово, разглядываем состояние дороги на Павлово – сухая, и любуемся издали Лаврентьевым Холмом – отлично видна церковь и домик фермера.
Перед Титово попадается встречный мужичёк с собакой. Останавливаюсь для сбора информации. Выясняется, что дорогой до Раменья давно не пользуются – заросла. Церковь на Утьме цела, но туда не проехать, можно только пройти пешком. Далее мужичёк сетовал на отсутствие топлива, запчастей, финансирования; нового председателя, который ничего не делает; драконовские тарифы, и на всю новую власть в целом. Из вежливости пришлось всё это выслушивать минут двадцать. Деревня вымирает – бедному крестьянину уже поговорить не с кем.
В поисках дороги, объезжаем Титово с севера по твёрдым как бетон, заросшим травой, колдобинам. Мужичёк оказался прав! Три разрушенных коровника, и ни какого намёка на сельскую технику и животноводство – очередная «Зона», на этот раз даже без Сталкера – следов нет. Чтобы сориентироваться по карте, лезу на шатающийся кирпичный столб развалившегося коровника – бестолку, возвышенность в центре поля закрывает перспективу. Следы дороги угадываем по островкам камыша – растёт в лужах на дороге. Примерное положение дороги – чуть правее видимых остатков коровников, совпадает с расположением дороги на карте. Определяемся со временем на разведку – полтора часа. Решаем выдвинуться вперёд и разведать дорогу в поле за коровниками.
Woldemar лихо катит велосипед от одной лужи с камышами до другой. Я за ним не поспеваю – мопед тяжёлый, колёса у него маленькие. Помогаю двигателем. Но в грязи он бессилен – буксует. Заменить звезду на заднем колесе, даже не думаю – нет никакой охоты ездить по этим чипыжам. У второго коровника, метров двести от села, закатываю мопед в заросли бузины и дальше решаю идти пешком. Woldemar мою затею не поддерживает, и катит велосипед дальше.
Третьим, заросшим и почти целым объектом, оказывается силосный гурт. Мимо его угадывается натоптанная колея со следами… старой деревенской телеги. По этим следам доходим до места, на котором когда-то были какие то строения. Их положение угадывается по растущим деревьям. Среди деревьев замечаем лося. Заметив, что мы его тоже заметили, зверь делает несколько неторопливых шагов в сторону и исчезает. На окраине этой редкой рощи, находим фрагмент стены из красного кирпича. Кладка очень старая. Для меня это сигнал к тому, что маршрут движения определён не верно. Тележная колея вывела нас на место расположения давно исчезнувшей деревни Гартово. Сворачиваем вправо, и пересекаем закрывающую перспективу возвышенность. Следы дороги на Краснораменье, находим почти у самой кромки поля, перед кустами. Сверяемся с картой – азимуты совпадают.
Вход дороги в лесной массив охраняют заросли двухметровой крапивы. На наше счастье, здесь уже кто-то ходил. След петляет, значит ходил не человек. По следам на мягком грунте около луж, пытаюсь определить, кто этой тропой пользовался до нас. «Прохожих» много: лоси, семейство кабанов, след небольшой плоской подошвы старых полусапог скорее всего принадлежит пожилой женщине, с ней ходил какой то двортерьер, а вот короткий и широкий след босой ноги настораживает – мишка свои владения обходил. В лесу дорога не широкая, но высоко отсыпана, прямая и сухая. Сойти с дороги в лес невозможно – болото. По дороге давно не ездят, заросла травой выше пояса. Справа лес редеет, виднеется поле. Где-то здесь должна быть отворотка с дороги вправо. Находим её без труда. Жаль, что следы дороги ведут по сыроватой низине до начала поля и в нём теряются. Ориентируемся по карте и пересекаем поле прямо «наобум» в северном направлении. За полем, в лесистой впадине, угадывается русло Утьмы. Где-то в этом перелеске должна быть старая дорога к церкви.
Отшельник

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 20.01.2012, cообщений 173
Ярославль
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 19:40 / 09.05.12

В поисках дороги, внедряемся в кромку леса. Здесь, в зарослях крапивы, много старых и совсем свежих лёжек. По размеру и расположению, скорее всего волчьи. Woldemar, своим велосипедом, натыкается на лосиный рог. Берём этот трофей с собой. Наконец находим и дорогу. Она ни чем не отличается от предыдущей. Единственным препятствием на ней оказалась упавшая рябина.
Поляна и церковь на ней, открылись как-то сразу и неожиданно. Подходим ближе. Заросли ольхи и осины почти полностью поглотили строение. Над ними возвышается только колокольня. К нашему удивлению, кладбище у церкви оказалось посещаемым. Трава у могил выкошена, могилы ухожены. Последнему захоронению лет пять. Церковь в полном запустении и начинает разваливаться. В куполе главного зала зияют бреши, северная стена вместе с пристройкой обрушились, пола нет, помещение между залом и колокольней отсутствует полностью, перемычки пролётов первого этажа колокольни обрушились. На колокольню ведут деревянные лестницы времянки. Такая же лестница ведёт по внешней стене на купол колокольни. Все маковки куполов отсутствуют. Лес вплотную подступил к стенам главного зала. Металлический профиль, выступающий из обрушившейся северной стены храма, намертво врос в стволы сразу двух деревьев.
Осмотр церкви, фотографии на память, короткий отдых и в 12.15 трогаемся в обратный путь. Обратная дорога до коровника, где я оставил мопед, заняла один час времени. Выволакиваю мопед из зарослей бузины и, не заводя двигателя, пытаюсь его дотолкать до села. (Лучше бы я это не делал, завёл бы – мопед и сам выехал и меня бы выволок.) Этому занятию мешает дождь. Прячемся от него под уцелевшими фрагментами крыши молочной фермы. Дождь короткий, минут через пятнадцать он кончился. За это время успеваю перекусить, совершенно забыть про лосиный рог, и осмотреть остатки фермы – зрелище печальное, одним словом - погибшая цивилизация.
По сырой траве, отдыхая перед каждой лужей, очень медленно, выволакиваю мопед к окраине села. Здесь трава не высокая и много натоптанных дорог. Объезжать село по мокрой глине не хочется, прорываемся на главную улицу через чью то одворину и двор. Слава Богу, там есть набитая колея, и нет собак. Едем через село в поисках магазина. Магазин есть, но разве он будет работать в воскресение. Вспоминаем про лавочку в Ильинском – Урусове. Лишь бы она не закрылась.
Едем по асфальту в сторону Родионово. Только тут вспоминаю, что забыл у коровника трофей от лося. Говорю об этом Woldemaru – решаем не возвращаться. Параллельно нам движется синяя туча с занавесью дождя. Для полного счастья её только не хватало. Дождь вымочит глинистый проселок, и дорога на Яковлевское станет труднопроходимой. К нашему удивлению, просёлок до Настасьино оказывается сухой. Его по нашим следам успел потоптать Уазик. Стоим на горе перед Жуковкой, мимо нас тащится дождевая туча. Не дожидаясь, пока она проползёт, едем дальше. Перед Жуковкой находим уляпанный грязью, выкрашенный в защитный цвет, Москвич – пикап. Как он сюда забрался – не понятно. Остаток дороги до Яковлевкого оказывается тоже сухим. Есть Бог на свете! Не зря мы к этой церкви семь вёрст по чипыжам шлёпали! Отвёл от нас мокроту небесную! Дальше асфальт! Бояться не чего!
Как выяснилось, есть чего: Не доезжая до Ильинского, хлопок, свист, и Woldemar складывает из рук крест. Камера заднего колеса велосипеда приказала долго жить. Не унывает – запасная есть. Занимаемся ремонтом. Причину повреждения камеры находим не сразу. Оказывается, небольшая вмятина на ободе, медленно но неустанно, грызла острым краем сначала борт покрышки, потом камеру. Советую Woldemaru переставить повреждённую покрышку на переднее колесо, где нагрузка поменьше. Он так и делает, дополнив ремонт заматыванием грыжи на покрышке изолентой.
За занятием ремонтом, совсем забыл, о грозящей мне опасности. Она напомнила звоном в ушах. Прежде чем ноги перестали меня слушаться, ложусь на живот на обочине дороги. Металлический привкус во рту отсутствует. Значит всё нормально. Жду, когда утихнет звон в ушах. Встаю и разминаю ватные ноги с дрожащими коленями. Опять зазвенело. Покорно ложусь второй раз. На этот раз анемия мне только пригрозила. Думаю, мой попутчик ничего не заметил.
Накачивать камеры до полного давления Woldemar опасается. В результате, скорость движения падает вдвое. Заметно сказывается и усталость – пройдено более сотни километров, из них 12 по сельской грунтовке и 14 по полям и лесам вообще без дорог. До домашнего уюта остаётся полсотни и встречный ветер.
В Ильинском посещаем магазинчик. Woldemar жуёт «американскую» картошку и запивает Некрасовской минералкой. На мой взгляд, для того, чтобы подкрепиться, лучше подойдёт бутерброд с сыром и любой сладкий сок.
На очередном подъёме поджидаю велосипедиста. По всему видно – вымотался изрядно. Достаю капроновый шнурок и предлагаю буксировку. Как ни странно, но мопед на это способен. Опасно, конечно, да и правила запрещают. Woldemar на отрез отказывается. Предлагает не ждать его, до московской километр остался, да и связь работает; потихоньку доедет, а если вел подведёт, то созвонится с родичами – на машине вывезут.
Прощаемся, дальше еду один. Коромысловский переезд оказывается закрытым. Жду прохода поезда. К переезду подкатывает знакомый пикап защитного цвета. В открытом кузове корзинки и берёзовые веники. Переезд открылся. Смотрю назад. На изломе подъёма отчётливо видна оранжевая куртка. Едет!
Обратная дорога по знакомым местам пролетела незаметно. До 18.00 был уже в гараже. Там же меня застал и дождь, а точнее ливень. Потери за поездку – лосиный рог, четыре литра топлива и стертые вместе с носками ноги.

Фотографии по поездке можно посмотреть здесь http://foto.mail.ru/mail/alex_nat57/14
Отшельник

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 20.01.2012, cообщений 173
Ярославль
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 19:40 / 09.05.12

Поездка за забытым рогом.

Дорога на 100% знакома. Карта и компас не нужны. Шестидесятизубую звезду оставляю дома – не пригодится. С собой беру полторашку топлива, фляжку с чаем, бутерброд, тросики газа, сцепления и скоростей. Валю, всё это в старый портфель и закрепляю на багажнике.
Стартую, как всегда, в 6.00. По Юго-западной окружной еду до Гагарина, через почти готовый мост, по маршруту троллейбуса №6, По старой Московской до Коромыслова. Вечно закрытый железнодорожный переезд. Яковлевское. Настасьинская грунтовка изрядно подмокла во время вчерашнего ливня. Раннее утро. Роса. Мокрая глина. Мопед на ней как корова на льду. Хорошо, что глина пластичная, но не липкая. Перед Настасьино попадаются встречные Владимировец и Уазик. После них, дорогу крыл матом – всю грязь из колей, они вытеснили на высокие и почти сухие участки, по которым я ехал. Пришлось спускаться в Рюмину и подниматься в Настасьинскую гору по их следам. Колёса трактора и машины узкие, в их колее мой МИНИ пару раз застрял по ширине. Езда по колее понравилась. Продолжил её после деревни. Мопед, ныряя в лужу, окатывает движок водой и не перегревается на тяжёлой дороге. Одно плохо – часть воды попадает в сапоги. Но и здесь нашлось преимущество дырявой обувки – вода сама вытекает.
В 9.00 я в Титово. Объезжаю село с севера. Бросаю мопед в зарослях крапивы у подстанции и пешком иду к коровнику. Рог искать не пришлось – он сам меня нашёл. Наступил на него одной ногой, запнулся другой, и рожа лица оказалась в стихии обитания местных лягушек. Мой нежданный визит, амфибии восприняли молча. Хорошо, что они не дерутся. Подбираю рог и шлёпаю к селу. За неделю нашего отсутствия, по нашим следам из деревни никто не ходил.
Вытаскиваю мопед из крапивы и пытаюсь пристроить к нему рог. Такому бамперу позавидовал бы любой байкер. Хорош прибамбас, только вот цепляется за всё. Через знакомую одворину и двор выкатываю мопед на центральную улицу села. Глина на околице немного подсохла, и мопед отказался по ней ехать – заднее колесо заклинило. Посредине деревни в 9.30 утра, щепкой отскабливаю глину с мопеда. Жду любопытных. Долго ждать не пришлось. Вышел один из дачников. Он то мне и нужен. Расспрашиваю, где они ездят в Ярославль? Оказывается, с Яковцева можно проехать на Семибратово. Решаю проверить эту дорогу и еду в сторону Борисогреба.
Дорога – превосходный асфальт. Машин нет. Погода прелесть, по крайней мере, ещё не жарко. Доезжаю до Яковцево, за ремонтирующимся мостом через реку Могза, нахожу превосходный грейдер на Бекренево. Въезд в деревню ограничен по высоте шлагбаумом. Моя техника позволяет проехать под ним без поклона. В деревне сухо и грязи нет. За деревней такой же шлагбаум, далее по ровному как стол полю идёт отутюженная грунтовка, совершенно сухая. В небольшом перелеске небольшой намёк на когда-то существовавшие лужи, далее опять ровное поле и та же грунтовка по направлению к виднеющейся на горизонте церкви. Церковь оказалась в Савинском. На картах она почему-то не обозначена. Строение почти полностью отремонтировано и выглядит замечательно. Перед церковью, грунтовка запрыгивает на мостик через какую то канаву и к церкви идёт асфальт. Пара поворотов, мост через реку Устье, за мостом поворот налево и очень красивая дорога выводит меня к Семибратову.
Новую Московскую дорогу я не люблю. Гул машин, смрад, жара. Сворачиваю с неё на старую Московскую. Здесь ям больше, но зато тихо и даже немного прохладно. В Шопше решаю сделать ещё один крюк и сворачиваю к Курбе. Эта дорога тиха и спокойна, идёт через леса и поля, напоминая мне давние странствия по северу.
Напротив поворота в село Курба, есть участок старой Ширинской дороги. Сворачиваю на него, съезжаю к броду через речку Курбицу и устраиваю помывку техники, обед и отдых.
В 13.30 начинают собираться синие тучки. Выбираюсь из речки и по старой дороге, через деревню Балакирево выбираюсь на Ширинскую трассу. Домой возвращаюсь через Богослов.
* * *
Потери за поездку – 4,5 литра топлива, согнута педаль заднего тормоза – последствие заклинивания в узкой колее Уазика, редуктор спидометра заклинило от грязи – до поездки шестерни скакали через зуб, очередная дырка в сапогах, на этот раз от лосиного рога. Продолжительность поездки около 9 часов. Пройдено примерно 180 км.

Начать новую тему    Ответить на тему Подписчиков (0)
 

Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

« Лавреньтьев Холм (пособие для прокладки маршрута). | Удочки и прочий "длинномер" на мопеде как возите? »



 
© ДЫРЧИК.РУ 2018
info@dyr4ik.ru
www.magazinmopedov.ru Мобильная платформа для втуберов