В окрестностях Волоколамска

Начать новую тему   Ответить на тему Подписчиков (2)
Онлайн-статус
Jukl

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 21.04.2010, cообщений 102, возраст 63
Москва
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 12:59 / 01.09.11 | Последний раз редактировалось: Jukl (21:30 / 08.10.11), всего редактировалось 5 раз(а)

Посетить Волоколамский район меня тянуло давно. В прошлом (какое, однако, уже далекое прошлое, молодежь может многое не понять!) неоднократно, а скорее регулярно я ездил туда на так называемую «картошку». Весной на сев и расконсервацию буртов, летом на сенокос, осенью – на уборку. Тех бывших «интеллехентов», что по сию пору исходят ядом при упоминании этого явления, я не понимаю. Если взглянуть глобально – это и было то смешение трудовых процессов, которое предвидели еще Томас Мор и прочие живописатели «Государства Солнца». Во всяком случае, у меня оно ассоциировалось скорее с продолжением отпуска, чем с принудработами. Но я отвлекся…
Первоначально планировалось поехать вдвоем, как обычно со Зигмундом Колоссовским, но человек предполагает, а фатум располагает. Дела решительно задержали меня, а поскольку раскрутить Зигмунда на повторное прохождение уже пройденного маршрута было маловероятно, я решил пройти его сам, в усеченном варианте. В частности, предполагалось максимально использовать способность Индюка маскироваться под мирный велосипед в пригородных электричках.
(Тем, кто предыдущих опусов не читал: Индюк – велосипед Stark Indy с кометой-2)
В окрестностях Волоколамска

Итак, тихим воскресным утром по непривычно пустым московским улицам аффтор и его железный друг отправились к платформе Покровское-Стрешнево. Билет до Чисмен стоил несуразно дорого, перемещение своим ходом обошлось бы раз в 20 дешевле, но такова ценовая политика нашего родного РЖД. Спорить не приходится, особенно после постановления, задравшего штраф сразу до 1000 рублей.
Рижская ветка чрезвычайно извилиста, электрички на ней не разгоняются, это позволило вдоволь любоваться пейзажами за окном, но и растянуло это удовольствие почти на 2 часа. Наконец, станция Чисмена. Выгрузка – перепаковка – демаскировка, и вот уже я на пути к первой точке своего маршрута – Теряевой слободе. Дорога очень живописна, то ныряет в лес, то вьется по полям, открывая широкую перспективу. Жаль, на ходу еще не приспособился фотографировать, а все время останавливаться нет времени. Обкатанный и доведенный до ума Индюк так и рвется вперед, скорость крутится около 50 км/ч.
От станции до Теряево – рукой подать. Общая длина маршрута – едва 25 км. Сперва 20 км по местному шоссе до Р-107 и налево еще км 5. Вот уже замелькали дома, кое-что узнаю, большую часть – нет. В помещении бывшей камвольной фабрики торгуют чем-то строительным, здание столовой на въезде (во время оно - место паломничества жаждущих пива) тоже занято под магазин хозяйственных товаров. Украшение села, да и всего района, без сомнения древний Иосифо-Волоколамский монастырь. Позволим себе тут маленькое отступление.
Иосифо-Волоколамский монастырь
Основан преподобным Иосифом Волоцким в 1479 на земле удельного князя Бориса Васильевича Волоцкого. Первоначально состоял в юрисдикции Новгородского митрополита, позже вошел в Московскую митрополию. Деревянный Успенский храм возведен в августе 1479, первый каменный собор построен при жизни преподобного Иосифа в 1485. Игумен Иосиф ввел в монастыре общежительный Студийский Устав. Во время польско-литовской интервенции в 1611 монастырь подвергся разорению, хотя мощные крепостные стены обители выдержали многодневную осаду войск гетмана Рожинского.
В 16-17 вв. Иосифов монастырь использовался как тюрьма для видных русских государственных деятелей и опальных иерархов Русской Православной Церкви. В начале 17 в. здесь содержался низложенный царь Василий IV Шуйский, преподобный Максим Грек и его сотрудники провели здесь в заточении 12 лет, сюда был заключен сведенный с престола московский митрополит Даниил, пребывали в заточении до казни Матвей Башкин и Василий Курицын. Во время военных действий в начале 17 в. здесь содержались польские военнопленные, в кампанию 1812 пленные французы.
В монастыре работал иконописец Дионисий с сыновьями; в древних монастырских описях упоминались иконы Андрея Рублева.
В 1920-22 монастырь был закрыт и преобразован в музей (Музейный отдел МОНО Главнауки), затем на его территории располагался детский дом.
В нижней церкви собора находились белокаменные гробницы волоколамских князей, митрополита Московского Даниила, архиепископа Новгородского Феодосия. На территории монастыря были похоронены Скурат Бельский и его сын, любимец царя Ивана Грозного, Малюта Скуратов.
Архитектурный ансамбль
Архитектурный ансамбль Иосифо-Волоколамского монастыря является замечательным памятником древнерусского искусства 16-17 вв. Соборный храм во имя Успения Божией Матери, со стилистическими элементами московского барокко, при традиционном пространственном решении, построен в 1688-96 на месте первого каменного собора 15 в. Трапезная палата с церковью Богоявления Господня датируется 1504. В первом ярусе высокой 9-ярусной колокольни в 1495 на средства князя Б. В. Волоцкого устроен храм Смоленской Одигитрии (взорвана во время Великой отечественной войны вместе с колокольней). Над Святыми вратами в 1679 сооружена церковь Святых Апостолов Петра и Павла. В монастырской ограде состояли: настоятельские покои, казначейский корпус, двухэтажные и одноэтажные братские корпуса, хозяйственные постройки. Первоначальные укрепления монастыря были воздвигнуты в 16 веке, перестроены во второй половине 17 в. Семь высоких башен построены во второй половине 17 в. Мощные крепостные стены имели три яруса боя. Комплекс монастыря включает каменные стены с шатровыми башнями (1543-66, перестроены в 1676-88 Т. Игнатьевым и др. ), украшенными сложными узорами из кирпича, Петропавловскую надвратную церковь (конец 17 в.), трапезную (площадь около 450 м2) с церковью Богоявления (конец 17 в.) и монументальный Успенский собор (1688-92) в "нарышкинском" стиле (изразцовый фриз - "павлинье око" - мастер С. И. Полубес; резной ажурный иконостас с витыми колоннами - мастер Е. Леонтьев; иконы - Г. Антонов, Ф. и В. Потаповы)

В окрестностях Волоколамска

Надвратная церковь, угловая башня и памятник Иосифу Волоцкому (новодел)
В окрестностях Волоколамска
Успенский собор и поясняющая табличка:
В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска
Братский корпус
В окрестностях Волоколамска


В окрестностях Волоколамска
виды на монастырь со стороны озера.
В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска

Прилежащее озеро:
В окрестностях Волоколамска
и дорога, проходящая по дамбе:
В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска
угловая башня, использующаяся как колокольня. Самая колокольня была уничтожена попаданием фашистской бомбы – восстановить ее не реально:
В окрестностях Волоколамска

Внутри монастырских стен:
В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска
- вид на надвратную церковь из галереи собора.
Наиболее древняя церковь Богоявления:
В окрестностях Волоколамска
В окрестностях Волоколамска


Под каким-то из этих камней покоится и Малюта Скуратов:
В окрестностях Волоколамска
В окрестностях Волоколамска

Крепостные стены, в прошлом мы их все облазили:
В окрестностях Волоколамска
и пушки, оберегавшие древнюю твердыню:
В окрестностях Волоколамска

Монахи недурное завели сельское хозяйство, тут и оранжерея, и цветник, и посадки картофеля и свеклы, и пасека, и многое другое:
В окрестностях Волоколамска


В то воскресенье 28 августа был великий «двунадесятый» церковный праздник – успение Богоматери. К слову сказать, мне, как человеку далекому от канонов православия, было несколько странно, что день смерти хорошего человека так весело празднуется. По моему скромному разумению, тут уместнее была бы панихида и всеобщая скорбь, ведь не празднуют христиане день земной смерти Иисуса, но напротив отмечают день его воскрешения. И в колокольном звоне уместнее был бы траур, а не радостное дилим-бом – дилим-бом, которое с большим искусством вызванивал хор больших и малых колоколов. Но воцерквленным – виднее.
Прекрасная погода и праздник привлекли в монастырь толпы богомольцев и просто праздношатающихся. В их ряды затесался и я. На кроткое «Нельзя ли у вас пристроить велосипед» - монах-привратник любезно ответил: «Ставьте здесь». Я вкатил Индюка в монастырские врата и невольно отвлек мысли части молящихся, включая солидных рясоносцев, от горних помыслов к мирской юдоли. Как всегда посыпались вопросы: что, как, сколько, какая скорость и сколько бензина на сотню. Мамаши просили сфотографировать их малолетних чад верхом в седле со шлемом на голове и т.д. и т.п. Дабы окончательно не сорвать религиозное празднество я юркнул в толпу, прикинувшись лицом не заинтересованным.
Перед началом торжественной службы прихожане плотной отарой скопились на лестнице, ведущей к парадным дверям собора. Ко всеобщему удовольствию, попы щедро кропили святой водой, выливая на распаренные тела и головы ее целыми ушатами. Жара и святость делали эту процедуру очень приятной.
В окрестностях Волоколамска

Внутри собора. По случаю двунадесятого праздника алтарные врата открыты:
В окрестностях Волоколамска

Роспись стен и сводов
В окрестностях Волоколамска
Местами еще 17 века:
В окрестностях Волоколамска

Но попы довольно равнодушны к тому, что не блещет золотом. Древние фрески осыпаются и быстро гибнут. Сохраняются только небольшие квадраты, расчищенные и закрепленные в ходе реставрации еще в советское время
В окрестностях Волоколамска
В окрестностях Волоколамска

Золоченая дверь бокового придела:
В окрестностях Волоколамска
и галерея подклета
В окрестностях Волоколамска


Осмотрев с тщанием весь монастырь, который я помню еще лежащим в пусте (не совсем, там располагалось такое богоугодное заведение, как детский дом), я отправился дальше, в старинное село Ярополец. Здесь снова отступление:
Ярополец
Село Ярополец возникло около 1000 лет назад, однако в летописях впервые упоминается в 1135 году. Название села связывают с именем Ярополк, а точнее с князем Ярополком Владимировичем. В то время на берегу реки Лама как раз располагался укрепленный пункт под его руководством. В середине 15 начале 16 вв. Ярополец как крупный торговый центр входил в состав Волоколамского удельного княжества. В 16 в. село принадлежало Иосифо-Волоцкому монастырю, а во времена правления Ивана Грозного перешло в царское владение и стало любимым местом охоты царей. В 1648 году это село было пожаловано гетману Украины П.Д. Дорошенко. После Андрусовского мира Правобережье (кроме Киева) отошло к Польше. Левобережье стало принадлежать России. Не желая власти ни тех, ни других, Дорошенко призвал на помощь турок, заключив с турецким султаном союз. Но это не вызвало поддержки на Украине. Дорошенко сложил с себя гетманство в пользу гетмана Левобережья, объединив тем самым Украину. Он был вызван в Москву, где его задержали, на зато пожаловали этим селом. В Яропольце Дорошенко прожил последние 14 лет своей жизни и здесь же и похоронен. У него было трое сыновей, однако, после своей смерти имение он разделил между двумя. Юго-западная часть отошла Александру, который, женившись на Загряжской, взял ее фамилию. Его внук, известный дипломат И.А. Загряжский, был дедушкой Натальи Гончаровой. Мать Н. Гончаровой Наталья Ивановна Загряжская была удочерена им от красавицы Ульрики (полунемки-полуфранцуженки), которую И.А. Загряжский вывез из Прибалтики. При разделе имения Н.И. Гончаровой отошла Ярополецкая усадьба, в которой она в основном и жила после замужества. Северо-восточную часть села получил младший сын – Петр, который впоследствии продал ее в 1717 году графу Г.П. Чернышеву.

О достопримечательностях – позже, а пока путь мой лежал через до боли знакомые просторы. Я узнавал и не узнавал окружающие поля и перелески, деревни Буйгород, Ремягино, наконец Стеблево и Ботово – места прежних моих пребываний. Ужель минуло с тех пор три десятилетия? Я огляделся окрест и сердце моё уязвлено быть! Но полно цитировать Радищева. Да и нельзя сказать было, что нищий земледелец влачит по полям ярмо суровой барщины. По полям вообще ничего не влачили. Там где мы прежде собирали картофель и турнепс поднимались высокие сорняки, а местами и молодой подлесок. Но и нищеты не было видно. Дорожная сеть района развилась на диво. Туда, куда проехать можно было только на тракторе, да и то в сухую погоду, вели асфальтированные проезды. Домы поселян не валились, напротив, как будто посвежели, во многих дворах стояли автомобили, даже скотные дворы, куда мы возили силос и где один из товарищей моих был укушен голодной коровой (он совал турнепс в кормушку, а корова ухватила пучок на лету вместе с рукой), хотя и поразвалились, зато выстроено было несколько новых. В одном месте я увидал и пасущееся стадо. В Подмосковье это почти тоже, что увидеть мирно пасущихся мамонтов.
Вот село Стеблево. Развалившейся школы, где прежде селили бойцов сельхозфронта, известной в узких кругах, как «Нумера Калашникова» уже нет.
В окрестностях Волоколамска

А вот шоссе Клин – Волоколамск в районе Стеблева:
В окрестностях Волоколамска

От Теряева до Яропольца всего 20 км. При въезде в село развилка, основная дорога ведет на Лотошино, а местный проезд к достопримечательностям. Таковых в Яропольце с избытком:

Ярополецкий народный краеведческий музей
Музей основан в 1924 году и насчитывает около 3 тысяч экспонатов. Площадь музей 255 кв.м. Находится музей в бывшем народном доме. Экспозиция музей представлена 5-ю разделами, среди которых Электрификация Ярополецкой волости, Пушкин и семья Гончаровых, Чернышев и декабристы, а так же Ярополец в годы Великой Отечественной Войны и совхоз Ярополецкий
Телефон: (236) 63-156.
Режим работы: Ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме понедельника и последней пятницы каждого месяца (только по предварительной договоренности).
Усадьба Гончаровых
Имение Загорских, затем Гончаровых выстроено в строгих, элегантных формах классицизма с элементами готики. Оно было построено А.А. Загряжским, который относился к древнему дворянскому роду. Изначально главный дом усадьбы был деревянным, а сейчас на его месте построен каменный дом с флигелями. В описании 1755 года, упоминаются только каменные флигели, которые, вероятно, потом были соединены переходными галереями с главным домом.
В 1786 году владельцем усадьбы стал сын Загряжского – Борис Александрович, генерал-майор, волоколамский уездный предводитель дворянства, который и завершил строительство усадьбы. Еще один из сыновей А.А. Загряжского - Иван Александрович Загряжский так же жил в усадьбе. Он был отцом будущей тещи Пушкина – Загряжской Н.И., ставшей после замужества Гончаровой (1807). В декабре 1807 года умер отец Натальи, а в августе 1812 года у Натальи и Николая Гончаровых родилась дочь – Наталья – будущая жена А.С. Пушкина. С 1821 года Н.И. Гончарова становится распорядительницей усадьбы, полученной при разделе наследства. Наталье Ивановне усадьба очень нравилась. Имущественные дела Гончаровых шли в то время не очень благополучно.
А.С. Пушкин наведывался в имение два раза проездом. Впервые он побывал здесь 23 августа 1833 года. Во время этого визита Пушкин посетил могилу Дорошенко и такие достопримечательности Яропольца как театр и оранжереи. Поэт воспользовался библиотекой, находившейся в доме и даже выбрал несколько книг. Второе пребывание поэта относится к осени 1834 года. В 1848 году она скончалась и в 1852 году ее дети разделили имение. С 80-х годов 19 века имением владел сын Гончаровой, Николай Иванович, а после его смерти в усадьбе жила его вдова Е.Б. Гончарова. В 1918 году усадьба стала считаться архитектурно-историческим памятником. В 1928 году в главном здании усадьбы была отреставрирована Пушкинская комната. С 1920-1960 гг. в остальных помещениях усадьбы размещалась Ярополецкая средняя школа.
Следует отметить, что усадьба являлась местом съемок таких фильмов как «Очарованный странник» Лескова, и «Барышня крестьянка» Пушкина.
В данный момент в усадьбе располагается дом отдыха МАИ, однако территория усадьбы открыта для посещений.
Координаты GPS:
N 56° 07.961'
E 35° 49.626'
Усадьба Чернышевых (Находится рядом с усадьбой Гончаровых).
Отец создателя усадьбы был денщиком у Петра I. Сам создатель усадьбы Граф З.Г. Чернышев был блестящим военноначальнико и крупным градостроителем своего времени. Некоторое время он был фаворитом у Екатерины. Большой дворец с изысканным и нарядным убранством в стиле барокко соединился с двумя каре хозяйственных построек. За дворцом был обширный парк, когда-то украшенный многочисленными павильонами. Перед дворцом необычайной красоты чугунные ворота с ажурной решеткой и «готическими» башнями.
В 1775 году подмосковную резиденцию З.Г Чернышева посетила Екатерина II. В 1788 году после пожара надстроен второй этаж над галереями-переходами к основному объему. К флигелям были пристроены башни с винтовыми лестницами. В 1830-40 гг. пристроены одноэтажные дугообразные переходы, которые связали дворец со служебными корпусами. Граф не оставил мужского потомства. В 19 веке усадьба принадлежала его внучатому племяннику декабристу З.Г. Чернышеву, сосланному затем в Сибирь. Его сестра Александра вышла замуж за основателя Северного общества и создателя конституции декабриста Муравьева, сосланного в Сибирь. Она последовала за мужем и именно ей Пушкин вручил свое послание к декабристам «Во глубине сибирских руд».
В 1920- 28 гг, помещения в здании усадьбы были приспособлены под нужды сельской больницы, а затем санатория им. Павлика Морозова. После 1941 года использование усадьбы стало не возможно, из за ущерба, нанесенного во время оккупации. На территории усадьбы, в 1953 году проходили съемки фильма «На графских развалинах».
Церковь Казанской Божьей Матери относится к усадьбе Чернышевых. Первоначально здесь должен был размещаться театр, но после смерти графа Чернышева его жена перестроила сооружение в храм.
Вот интересная деталь – обычно церкви перестраивали в театры, а тут наоборот.

Сразу у развилки памятник подвигу кремлевских курсантов. В октябре 1941 года их бросили закрывать прорыв фронта. Мальчики погибли почти все, но выигранное время дало развернуть за ними свежие части. Такой повседневный и вроде бы бессмысленный героизм в конечном итоге дал победу под Москвой и завершил войну в Берлине. Резюме – не оправдывайся, мол я все равно ничего изменить не могу, «делай что должно и будь что будет!»
В окрестностях Волоколамска
В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска

Таких дотов довольно много осталось по окрестностям. Удивительно, как их успели выстроить!
А вот и памятник иных эпох – могила гетмана:
В окрестностях Волоколамска

Делегация национально-свидомых украинцев возложила на нее венки жовто-блакитного цвета. Лучше, чем ничего!
Прежде могила была на вольном воздухе, теперь ее обстроили часовней:
В окрестностях Волоколамска

А вокруг бескрайние просторы
В окрестностях Волоколамска

(на заднем плане еще один дот)

Спешим к историческим усадьбам. Дворец Гончаровых совершенно цел, сейчас в нем дом отдыха и содержится он прекрасно.
В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска

Это, разумеется, А.С.Пушкин?

Усадьба Чернышевых в худшем состоянии, но ей явно занялись. Вокруг забор, охрана, видны следы реставрации.
В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска

Арка боковых ворот. Вспомнив альпинистское прошлое, я полез на них, используя как зацепки щели между старыми кирпичами, но не долез до верху – из бытовки вышел суровый мужик и рявкнул что-то матерное. Пришлось сползать, не сделав интересный кадр усадьбы сверху.

Рядом храм (из бывшего театра), но он в скверном состоянии
В окрестностях Волоколамска


Охрана государства заключается в предоставлении здания его судьбе
В окрестностях Волоколамска
В окрестностях Волоколамска

Довольно опасно тут стоять. А внутри не очень приглядно
В окрестностях Волоколамска

Могила графа (сына)
В окрестностях Волоколамска


Покончив с прошлым отдаленным, я перешел к прошлому, более близкому и приятному

7 ноября 1919 года в домах Яропольца зажглись первые лампочки. Электричество вырабатывалось генератором мощностью 13 киловатт, который был подключен к мельничному наливному насосу. Позже было создано кооперативное техническое общество, под руководством В.П. Додогорского. Из соседних деревень приходило большое количество крестьян и просило принять их в кооператив, а так же провести свет и их деревни. Так к 1923 году уже 22 деревни было электрифицировано. В 1920 г. в Ярополец приезжали В.И.Ленин и Н.К. Крупская. В 1939 году Ярополецкая ГЭС была названа им. В.И. Ленина. Проработала она до 1941 года, когда была взорвана фашистами. Восстановлена в 1980 году как памятник истории.

Узрев в сём предвестника всеобщей электрификации, село посетила в 1920 году августейшая чета. Этому посвящен памятник на развилке дорог:
В окрестностях Волоколамска

Владимир Ильич был мыслителем высокого полета и предвидел многое. Но такого явления, как Чубайс предвидеть, увы, не смог.
А вот и сама ГЭС. Водослив очень красив:
В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска


Машинный зал:
В окрестностях Волоколамска

Первая турбина:
В окрестностях Волоколамска

Генераторная:
В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска


Осмотрев электростанцию, преисполнен я был наполеоновскими планами относительно дальнейшего движения. Время было только 2 часа дня и хотелось проехать по маршруту Лотошино – Тверь (еще 80 км). В Твери можно было заночевать у друзей.
Но опять вмешался случай. Выбираясь от ГЭС по крутому уклону, я принажал от души на педали. Что-то хряпнуло, и я едва не полетел на асфальт. Оказалось, что одна педаль переломилась (!) Дальше пришлось сидеть как петуху на плетне, несколько перекособочившись набок. Полноценно опираться на огрызок педали стало сложно и поэтому я отказался от намеченного и повернул в сторону Волоколамска. Самый город объехал по т.н. Северному шоссе и выбрался на Волоколамское шоссе. Чудесная дорога! Автомобилей мало, широкая обочина, да и вообще казалось, что оно все время идет вниз.
Внимание привлек очень своеобразный памятник близ дороги:
В окрестностях Волоколамска

Героям-саперам был он посвящен. От него уже без остановки докатил до Истры, где благополучно погрузился в электричку.
Домой добрался без проблем, с грузом впечатлений и забитой снимками флешкой фотоаппарата.
А куда поедем в следующий раз?
PS Для любителей точности,
маршрут:
В окрестностях Волоколамска

Общий километраж - 127 км, время движения - 4 часа 35 мин, максимальная скорость - 59,1 км/ч.
 
лево руля!

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 22.08.2007, cообщений 40
Откуда: москва
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 13:54 / 01.09.11

Класс! Каждый год по этому маршруту проезжаю, правда на машине, а потом долгими пешими пргулками...А что до скита в 800м от монастыря не дошли? Там сказочное здание стоит в стиле иллюстраций И.Билибина.
 
Онлайн-статус
Велосипедист
БЕЛЫЕ ШТАНЫ
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 26.04.2008, cообщений 3605

Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 23:20 / 01.09.11

Спасибо прочёл с удовольствием. И дождя нет!
 
Онлайн-статус
Jukl

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 21.04.2010, cообщений 102, возраст 63
Москва
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 21:13 / 08.10.11 | Последний раз редактировалось: Jukl (00:34 / 09.10.11), всего редактировалось 2 раз(а)

С прошлого раза прошло больше месяца, а выбраться покататься для удовольствия, а не по делам все не удавалось. То напряженные труды, то погода не климатит. О своих поездках под дождем я уже забивал посты в соответствующей ветке. Одно можно сказать, удовольствия это не доставляет - "сверху мокро, снизу грязно, посредине безобразно" - резюмировал в свое время Кукин и был абсолютно прав. Приспособление от проскальзывания ремня я, правда, прикрутил, но испытывать его желания пока нет.
И вдруг погода в октябре подарила целых 2 дня настоящего лета. Не использовать такой подарок было бы не простительно. И я решился.
Давно уже хотелось осмотреть одну из достопримечательностей Подмосковья - памятный комплекс на рубеже обороны Москвы в поселке Снегири. Интересен он не столько монументальными архетиктурными решениями, сколько тем, что на площадке около выставлена боевая техника минувшей войны, причем, в отличие от музея в Кубинке, по ней и в ней можно лазать.
Итак ясным и не очень уж ранним утречком 7 октября Мальбрук в поход собрался.
В отличие от прежних вылазок я решил не пользоваться электричками, а весь путь, от порога до порога, прокатить своими колесами. Решению этому способствовала прокладка выделенной полосы для общественного транспорта на Волоколамском шоссе. Незадолго до этого я специально подрулил к посту ГАИ и задал вопрос - где должен передвигаться малокубатурный транспорт при наличии означенной полосы? Ответ был недвусмыслен: Ваше ТС не является согласно ПДД механическим ТС и должно перемещаться возможно ближе к обочине по выделенной полосе. То-то мне и надо было.
Итак, до самой окружной надо мной бескрайнее синее небо, а подо мной персональное шоссе, лишь кое-где загроможденное неуклюжими троллейбусами. Благодать!

В окрестностях Волоколамска


Благодать, однако, кончилась, стоило мне миновать развязку у кольцевой и вьехать в Красногорск. Вот уж местечко! светофор на светофоре через каждые 100 м, дорога забита транспортом, а поскольку идет активное строительство, то в транспортном потоке преобладают громоздкие панелевозы и миксеры с цементом. Заправлялась вся эта техника явно не Евро-5, дышать было противно и, должно быть, вредно. Лишь на подъезде к Нахабино Волоколамское шоссе вырвалось из городских стен и стало походить на загородную трассу. К сожалению на участок Волоколамск - Истра она похожа так и не стала - обочины отсутствовали, попутный транспорт присутствовал в избытке - близость Москвы тому причиной. Индюк бодро прыгал со скоростью 50 км/ч, но для окружающих я все равно был тихоходом и зловредной помехой.
Хорошо что до Снегирей не далеко.
Но вот и мемориал. Состоит он из 4-х памятных комплексов, площадки с техникой и здания музея.

В окрестностях Волоколамска


Сперва памятник погибшим войнам, среди них даже командарм 43 армии, и ополченцам, отстоявшим столицу.

В окрестностях Волоколамска


А вот и танки с пушками

В окрестностях Волоколамска


Конечно, легендарная Тридцатьчетверка. Но на нее я насмотрелся уже достаточно, а вот такое не везде можно увидеть. Легкий танк Т-26.

В окрестностях Волоколамска


В современной околовоенной мифологии руганый-переруганый. Якобы с этой "фанерной" броней Советы встретили немецкие танковые армады. Броня на Т-26 действительно противопульно-противоосколочная, но и немецкие танки того времени были не лучше.
Вот основной танк вермахта, с которым покорили Польшу и Францию - Т-2Б

В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска


Как видим, ничего выдающегося. А если вспомнить ходовые качества Т-26 (смотрите довоенный фильм "Танкисты" где на этом танке исполняют немыслемые пируэты, прыжки и прочую эквелибристику), то становится ясно, что воюют не машины, а армии и государства.
Не броней взяли в начале войны фрицы, а тактикой и превосходством в высоких технологиях того времени. Побеждали не заводы Порш и Шкода, а Телефункен. Вермахт был снизу до верху объединен радиосвязью, а нашим танковым командирам приходилось махать флажками.
Что-то вроде этого происходило во время т.н. "войны в заливе" Танков и отличных танков у Саддама было больше чем у американцев, да только выбили их все наводимые со спутников авиационные ПТС.
Но дальше. Перед нами артиллерия дивизионная, полковая, зенитная и даже ракетные комплексы. Это, конечно, не времен 2-й мировой.

В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска


В пушках я не разбираюсь, поэтому ценители смогут самостоятельно идентифицировать выставленные орудия.
А вот интересная машина - поставляемый нам по ленд-лизу американский танк Шерман

В окрестностях Волоколамска


Несмотря на крайне внушительные размеры - машинка ростом с двухэтажный дом, с башни если свалиться, костей не соберешь - у наших танкистов популярность не пользовалась. В массах именовалась "братская могила на шестерых" (экипаж громилы 6 человек). Броня - не ахти, подвижность - так себе, гусеницы узкие, проходимостью танк не страдал, а высокий рост делал его отличной мишенью на поле боя. Кроме всего, Шерман желал кушать только высококачественный авиационный бензин и такое же масло, а ремонтопригодность в полевых условиях была на нуле. Ну, ясно, Псковщина да Новгородчина - это вам не Монтана.
Вот еще модификация того же.

В окрестностях Волоколамска


А вот наш бронеход ИС-2 у немцев вызывал приступы паники. В лоб его не брала даже переделенная из зенитки 88 мм противотанковая пушка.

В окрестностях Волоколамска


Поэтому в наставлении пехоте по борьбе с такими мастодонтами предлагалось обливать его мотор через вентилляционную решетку бензином и зажигать. Надо думать, в боевых условиях для этого требовались крепкие нервы.
Ну и вот краса и гордость конструкторского гения Фердинанда Порше сверхтяжелый танк прорыва - "Королевский тигр" (Т-VI-B). Сделано их было мало, оказалось, что "краса и гордость" слишком тяжел и не проходит по обычным мостам, а осталось в целости и того меньше - всего 6 экземпляров. Этого королевского зверя, тем не менее, отстреляли по полной программе.

В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска


Кроме танков второй мировой присутствовали и более ранние экземпляры. Вот легкий танк М-1 (Т-18 ). Глядя на него не понимаешь, где там помещались 2 человека экипажа. Разве что в танкисты брали хлопцев ростом не выше нашего президента.

В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска

Танк размером с 2 велосипеда. Стрелок в нем наводил пушку руками, а башню крутил спиной, упираясь в специальный выступ.

Но полно о технике. Последний элемент мемориального комплекса - огромная скульптурная группа на холме - богоматерь с архангелами. Я не ценитель изобразительного искусства, но мне показалось, что скульптор стремился поразить скорее масштабами, а не проработкой деталей. В результате архангелы преобрели тупые физиономии деревенских новобранцев, а крылья за спиной несли как дубины на ремнях. Впрочем, возможно я, как атеист, излишне пристрасен, судите сами:

В окрестностях Волоколамска


Около скульптурной композиции, как водится фотографировалась свадьба. И тут я едва не разрушил новообразованную семью. Освободившийся после криков "горько" жених вдруг обратил внимание на странный пепелац, возникший близ сияющих лаком лимузинов. Сказав "минуточку" он подскочил ко мне и стал требовать пояснений. Процессия потянулась прочь, невеста призывно замахала руками, раздались возгласы "скорее", "идем", но отклеить любителя техники от Индюка было не просто. Он только отмахивался и продолжал осматривать и допытываться до деталей. На прощание несколько раз сфотографировал ходовую часть и рысью побежал догонять ушедшую новообретенную половину.

А я заправился из канистры и направил стопы в обратную сторону. В программе у меня было еще посещение широко известного заброшенного железнодорожного моста в Павловской слободе. По дороге перед Нахабино, там где речка Нахабинка пересекает Волоколамское шоссе внимание привлек интересный пешеходный мост

В окрестностях Волоколамска


Свернув в Нахабино направо (Станционная ул. затем ул. 11 саперов) я доехал до Истры около Павловской слободы. Дорога шла по высоченной насыпи и с нее открывался прекрасный вид на реку

В окрестностях Волоколамска


К сожалению, мне надо было вниз, а съезда в обозримом пространстве не наблюдалось. Пришлось сползать по крутой тропке. Наверное с более увесистым транспортным средством этот было бы невозможно, но Индюк прошел и тут. По дороге вдоль реки я проехал километра полтора, после чего узрев аборигена, остановился и спросил, не знает ли он где тут заброшенный мост. Абориген сказал, что не слыхал про такое и предположил, что мост - это там где автотрасса. В этот момент я посмотрел себе под ноги и обнаружил, что стою на закатаных в асфальт рельсах. Поблагодарив за разъяснения, я ломанулся по следам железнодорожного полотна через кусты и уже метров через 100 увидел искомый мост.

В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска


Несмотря на заваренную решетку и колючую проволоку мост был доступен для осмотра. Непонятно, почему его забросили, а не оставили для местного сообщения. Даже если ездить там особенно некому - лучше наличие моста, чем его отсутствие. Но в нашей стране всегда так все хитро и необычно Smile
Обратно я решил возвращаться не Волоколамским, а Ильинским шоссе. Оно было не в пример живописнее, украшено крутыми поворотами подъемами и спусками. По бокам стояли то леса, то многометровые заборы. Подъезжая к Москве я оказался перед выбором, пересечь Новорижское шоссе и ехать через Павшино - Красногорск или нарушить. Я рискнул и нарушил. Новорижское шоссе - автомагистраль и движение тихоходных ТС по нему запрещено, но зато там такая шикарная обочина! По ней я добрался до кольцевой. Лезть в километровый туннель по новорижскому дальше все же забоялся, хотя это был кратчайший путь к дому, а по эстакаде выехал на кольцевую (еще одно нарушение!) и через километр съехал в Строгино. Дальше все было просто и через 15 минут Индюк пофыркивая замер у родного подъезда.
Боюсь, что в этом году больше туристических поездок не предвидется.

PS Как обычно, для любителей подробностей карта

В окрестностях Волоколамска


Проехал 162 км, макс скорость 52 км/ч
 
Маркус

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 02.10.2010, cообщений 59
чехов
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 21:37 / 08.10.11

Подборка фоток про танки понравилась особенно. Спасибо!
 
Онлайн-статус
Madest

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 25.12.2006, cообщений 536
Москва
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 21:48 / 08.10.11

Очень нравится читать ваши отчеты, здорово пишите!

Цитата:
Но в нашей стране всегда так все хитро и необычно Smile
Да-да, скучать не приходится Very Happy
 
Онлайн-статус
Jukl

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 21.04.2010, cообщений 102, возраст 63
Москва
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 12:57 / 11.10.11

А туда дорога есть? На картах я что-то не нашел, а когда ехал по Ильинке не увидел съезда
 
Онлайн-статус
Jukl

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 21.04.2010, cообщений 102, возраст 63
Москва
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 00:01 / 23.10.11

Совсем было я уже собрался ставить крест на туристических вылазках в этом году, но оказалось, что октябрь распогодился лучше сентября. И вот, 18 числа, взглянув на синеву небес снова не выдержал. Правда работа не позволяла отправиться куда-либо на целый день, но почему бы не устроить себе большой обеденный перерыв?
Сказано-сделано, тем более, что верный Индюк под рукой, на балконе. Зореслав весьма любезно недавно адресовал меня в очередное интересное место (и даже картой снабдил), лежащее буквально около моего дома. В прошлую вылазку, торопясь домой я проскочил поворот туда, ну, а теперь, никто не помешает тщательно обследовать этот заповедный уголок на границе Москвы.
Итак, знакомьтесь - Лохин остров.
Это действительно остров, поскольку в этом месте старица Москвы-реки и основное ее русло обтекают значительный участок с сосновым бором, полями, перелесками и даже озером.
Выбрался я часов в 12 и наезженным маршрутом по Волоколамскому шоссе отправился в сторону Архангельского. Надо сказать, жизнь так распорядилась, что молодость моя прошла близ этих мест. Лет 35 назад вовсю гонял я на велосипеде по волоколамке и ильинке, объездил Рублевское, Подушкинское и прочие прилежащие шоссе, а прославившийся значительно позднее "Ельцин-мост" знаком был мне еще тогда, когда его только перестроили из деревянного в бетонный. Именно поэтому так смеялся я когда (и тоже ведь черт знает сколько времени прошло, молодежь, наверное, не знает этого прикола) Борис Николаевич важно сообщал, как злодеи из КГБ упаковали его в мешок от вьетнамского риса и сбросили (как Буратину) с моста в пучину вод. С моста до уреза воды там метра 4, а глубина всего метра полтора и из воды торчат сваи старого деревянного моста. Случись такое в жизни, а не в пьяном бреду, не было бы у нас первого президента Независимой эрэфии. Может оно и к лучшему было бы...
Впрочем я опять отвлекся.
Итак, выделенной полосой (одни считают, что я злостно нарушаю, другие - что нет) в момент долетел до окружной и уткнулся в привычную павшинскую пробку. Но на этот раз мой путь лежал не на Волоколамское, а на Ильинское шоссе. Движение тут поменьше, дорога пошире и светофоров меньше. А когда проскочил под эстакадой Новорижского шоссе и вовсе стало хорошо. Одна беда у Ильинского шоссе - больно оно узкое и извилистое. Тьма слепых поворотов, так что гнать на весь газ там не рекомендуется.
Требуемый мне левый поворот отходил как раз в Ильинском и вел к прелестному коттеджному поселку. Не мог не сфотографировать этакую красоту - много у буржуазии скверных особенностей, но одного не отнимешь - умеют черти устраиваться с комфортом!

В окрестностях Волоколамска


От ворот ко мне бросились охранники, но, как оказалось не гнать незванного гостя, а как обычно сказать вах-вах горделивому Индюку. Никак не соберусь напечатать карточек с типовыми ответами на типовые вопросы.
От ворот коттеджного поселка надо повернуть налево и метров через 50 упираешься в шлагбаум, за которым пожарная часть и искомая полевая дорога к заповеднику. Надо сказать, что километра на полтора она выложена бетонными плитами (куда это вело? Ума не приложу), а потом переходит в нормальный проселок.

В окрестностях Волоколамска


Проселок привел к мостику через старицу. Перед мостиком было странное сооружение, нечто вроде японского тория - ворот в иной мир. Так и тут крепко запертые ворота стояли в чистом поле без намека на какой-либо забор.

В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска


Вьехав в заповедный остров я деликатно скинул прижимную пружину и поехал дальше в режиме велосипеда. Раз заповедник, так нечего травить его выхлопными газами. Передо мной раскинулись поля и леса, смотрелось все это совсем не на середину октября, а почти по-летнему.

В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска


Название у острова было уж больно необычное, но никаких лохов-аборигенов я там не встретил. Сосновый лес и берег красивого озера было совершенно пусты и предоставлены в мое полное распоряжение. А может лохи - это те, кто забирается сюда - мелькнуло в голове? Но ничего, подтверждающего этот неприятный диагноз, со мной вроде бы не произходило.

В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска


Но десница судьбы, оказывается уж была занесена! На обратном пути черт меня потянул в музей ретро-техники Вадима Задорожного. Выложил кровные 200 рублей за вход, но оказалось, что во-первых, интересной техники там особо и нет. То, что издали манило глаз, оказалось бессистемно собраной современной бронетехникой. Интересных экземпляров там было "кот наплакал". Английский легкий танк сопровождения пехоты "Стюарт"

В окрестностях Волоколамска


почему-то украшенный красной звездой. Впрочем, их вроде бы закупали в ограниченном количестве. Да неопознанные танковые корпуса, над которыми трудились реставраторы.

В окрестностях Волоколамска


В остальном экспонаты были представлены главным образом различными "Акациями"-"Гвоздиками"-"Пионами".

В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска

В окрестностях Волоколамска


Главным образом сотрудники музея, по моим наблюдениям, заняты восстановлением шикарных авто полувековой давности и впариванием этого ретро-хлама падким на экзотику богачам.

В окрестностях Волоколамска


На каждом автомобиле карточка - продается. Еще больше отлакированных чудовищ ожидало покупателей внутри корпусов. Но покупать "Крайслер" 60-х годов мне что-то не захотелось.

Глаз отдохнул только на пожарном Урал-ЗИС. Очень стильно смотрелась его фанерная кабина.

В окрестностях Волоколамска


Итак, сделав круг по двору музея, я вернулся к прикованному у ворот Индюку, вывел его на шоссе и обнаружил, что все самые интересные экспонаты стояли вдоль забора и прекрасно поддавались фотографированию без дорогостоящего входного билета. Окончательно уныния нагнал позднее Зигмунд Колоссовский, сообщив, что гораздо более интересная экспозиция и совершенно даром представлена в музее автотехники, близ его дома, куда он все лето безуспешно меня приглашал. Итак, вопрос, а где собственно лохи? - получил свой нелицеприятный ответ.
Но меня уже ждал дом и несделанная работа, посему я принажал на газ и полетел к Москве. Обратно решил ехать теми же "путями неправыми" по автострадам, но, увы, в этот раз меня там ожидала плотная пробка. Настолько плотная, что и велосипеду протиснуться между авто на развязке было невозможно. Пришлось дышать выхлопными газами и продвигаться по эстакаде со скоростью калеки.
На все про все затрачено было 4 часа. "Обеденный перерыв" себя оправдал. А судя по погоде конца октября, может это еще и не последняя вылазка!
До встреч в киберпостранстве...
 

Начать новую тему    Ответить на тему Подписчиков (2)
 

Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

« На Кометах на остров ''наш Боярд'' | Придорожные фотозаметки. Питер - Белоруссия - Украина - Крым »



 
© ДЫРЧИК.РУ 2016
info@dyr4ik.ru
www.magazinmopedov.ru Раскрутка и продвижение сайта
OLDIES Studio