Электронный тахометр с удобной индикацией

( 1, 2, 3  След. )
Начать новую тему   Ответить на тему Подписчиков (0)
Форум » Электрическая система (ДВС) » Электронный тахометр с удобной индикацией
Онлайн-статус
Kalej

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 27.06.2006, cообщений 113
Москва
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 15:44 / 19.01.07

В последнее время стала очень актуальна проблема контроля оборотов двигателя автомобиля. Ранее предложенные схемы [1, 2] имеют ряд недостатков, связанных с большим количеством элементов, большим потребляемым током и возможностью контроля оборотов двигателя только в цифровой форме.

Предлагается еще один вариант тахометра, обеспечивающего:
- контроль оборотов как в цифровой, так и в визуальной форме;
- минимальный потребляемый ток, зависящий исключительно от применяемых светодиодов;
- приемлемую точность и простоту наладки при использовании пяти ИМС серий 176 и 561.

Принципиальная схема устройства изображена на рис.1. Сигнал с датчика оборотов В1 попадает на формирователь импульсов, собранный на элементах DD6.1; DD6.2, R2, R3. Элементы С4. Rl. VD14, VD15 ограничивают сигнал датчика на уровне 9 В.

Электронный тахометр с удобной индикацией



Сформированный сигнал поступает на вход счетчика, собранного на элементах DD1, DD2. Дешифраторы на ИМС DD3, DD4 преобразуют двоично-десятичный код счетчиков в код семисегментного индикатора, а также обеспечивают промежуточную память, исключая тем самым мерцание цифр во время счета. Работой устройства управляет генератор на элементах DD6.3, R5...R7, С7, VD16. Форма выходных импульсов генератора изображена на рис.2.

Электронный тахометр с удобной индикацией


После подачи питания короткий импульс "записи" осуществляет запись в ИМС DD3. DD4 случайной информации. Дальше производится сброс счетчиков DD1, DD2 коротким импульсом "сброса" длительностью около 1 мкс, образованным цепочкой С8, R8, и подсчет импульсов с датчика оборотов за период 0,3 с.

За 0,03 с до истечения этого времени происходит запись в DD3, DD4 содержимого счетчиков DD1, DD2 с одновременной индикацией на индикаторе HG1 текущего числа оборотов двигателя. Операция обеспечивается коротким импульсом (=1 мкс), образованным цепочкой С9, R9.

Визуальное восприятие числа оборотов дает устройство, выполненное на ИМС DD5. Чем выше обороты, тем выше столбик горящих светодиодов. Зеленая зона — нормальное число оборотов, желтая — критическое, красная — предел. В качестве DD5 применена поликомпараторная ИМС К1003ПП1. Схема его включения и принцип работы подробно описаны в литературе [З]. Высота столбика светящихся светодиодов зависит от напряжения на выводе 17 DD5, которое зависит от частоты оборотов.

Преобразование частота-напряжение обеспечивают элементы VT1, R10...R13,C5,C6.

Конструкция и детали.
Возможная замена указанных на схеме элементов: HG1 — на любые два светодиодных индикатора с общим катодом типа АЛС324А; DD3, DD4 — на К176ИДЗ; DD1, DD2 — на К561ИЕ11 (но придется немного переделать схему и плату); VT1 — КТ315А...Г, КТ3102; КТ503; КТ645; К.Т634. Датчик оборотов представляет собой 50...70 витков провода ПЭВ-1 00.5... 1,0 мм, уложенных виток к витку на высоковольтном проводе от бобины к распределителю.

Один конец датчика подключается к схеме, другой изолируют и никуда не подключают. Все электролитические конденсаторы должны быть рассчитаны на напряжение не ниже 16 В. DD6 серии К561ТЛ1 заменять не рекомендуется. DA1 лучше установить на небольшой ребристый радиатор. VD2...VD13 — любые светодиоды (прямоугольные или круглые) соответствующего цвета. Лицевая панель тахометра изображена на рис.3.

Электронный тахометр с удобной индикацией


Настройка. В точку А подается сигнал частотой 100Гц. Подстраивая резистор R3, добиваются на выходе DD6.2 появления устойчивого сигнала. Подстройкой резистора R5 добиваются показания индикатора 3.0, что соответствует 3000 об/мин. Далее по нижеприведенной формуле определяют минимальные и максимальные обороты, т.е. их эквивалентные частоты.

N=2n/60,

где N — частота импульсов зажигания (точка А); n — частота оборотов вала двигателя.

Подавая частоту, соответствующую максимальным оборотам, резистором R11 добиваются зажигания VD13. Теперь, подавая частоту минимальных оборотов, контролируют зажигание светодиода VD2. Если он не зажигается, подбирают R10. На этом настройка считается законченной.

Если не нравится столбик горящих светодиодов, можно предложить "перемещающуюся точку". В этом случае VD2...VD13 подключают согласно [З].

Электронный тахометр с удобной индикацией


Если предусмотреть переключатель S1 как изображено на рис.4, DD5 может выполнять функцию как тахометра, так и индикатора напряжения бортовой сети автомобиля. Элементы VD* и R* обеспечивают на выводе 17 DD5 изменение напряжения в пределах О...6 В при изменениях напряжения в бортовой сети автомобиля. От VD* зависит диапазон изменений напряжения (смотри таблицу). При настройке с помощью R* добиваются правильности показаний DD5.

Литература
1. Кравчук В. Тахометр. — Радиолюбитель, 1997, N 6, С. 31.
2. Рубцов В. Цифровой тахометр. — Радиолюбитель, 1997, N 5, С.24.
3. Шустов М. Применение поликомпараторных микросхем в технике связи.—Радиолюбитель, 1997.N6, С.13.
4. Цифровой тахометр. — Радио. 1993,N9,C.28-29.
5. Бирюков С.А. Цифровые устройства на МОП-ИМС.

А.ЧАСТОВ, 225734, Брестская обл., Пинский р-н. п/о Погост-Загородский, рыбхоз "Полесье". (РЛ 12/98 )

PS сайт, на котором лежала эта статься, закрыт, так что выкладываю всё целиком, а не ссылкой. По-моему, схемка не такая уж сложная, как для реализации так и для понимания. Кроме того, можно её радостно удешевить, отбросив либо табло, либо светодиоды.
Zmejuk

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.12.2006, cообщений 51
Откуда: Москва
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 16:08 / 19.01.07

Ну хорошая схема для годов так 80-х. Проблема только в одном, что элементов куча. А чем больше межсоединений, тем больше вероятность выхода из строя. Тем более онаж не дома будет стоять, а на трясущемся-катящемся-грязьюобливающемся агрегате.
На данный момент лучше релизовать схему с применение микроконтроллера. минус только в том что для микроконтроллера требуется писать программу. За то колличество межсоединений(и компонентов) уменьшится в разы. При это функциональность возрастет (от часов,зависит от программы до вольтметра, спидометра и одометра).
Это сугубу мое мнение. Моя реакция такая примерно была на схему электропечки выполненой на электронных лампах. Схема хорошая, для своего времени, а на данный момент есть более совершенная схема на современных компонентах.
Прошу не бить
Онлайн-статус
Hammer
Завхоз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.10.2005, cообщений 4342, возраст 46
Жуковский
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 16:22 / 19.01.07

Цитата:
минус только в том что для микроконтроллера требуется писать программу


И программатор стоит сотку баксов...

Мне интересно на сколько батареек хватит.
Zmejuk

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.12.2006, cообщений 51
Откуда: Москва
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 16:36 / 19.01.07

Hammer писал(а):
И программатор стоит сотку баксов...

Для микроконтроллеров ATMEL последовательный программатор состоит из 5 проводков подсоединяемы к LPT компутераSmile
Кстати если питать данную схему от бортовой сети, могут возникнуть неприятные проблемы с проникновением помех(делал когда-то тахометр для супер авто - ТАВРИЯ)
Онлайн-статус
Hammer
Завхоз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.10.2005, cообщений 4342, возраст 46
Жуковский
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 16:57 / 19.01.07

Схему в студию с описанием ее возможностей и порядком работы!
Zmejuk

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.12.2006, cообщений 51
Откуда: Москва
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 17:26 / 19.01.07

Приеду до дома, накидаю схемку. Я не силен только в аналоговой части(датчик) может кто поможет. В таврюжке я брал с коммутатора. Остальная схема простая микросхема контроллера, стабилизатор и ЖКИ.
Если кого-то сильно заинтересует(т.е. будет собирать схему), то помогу и с программой и прошью.
Онлайн-статус
Kalej

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 27.06.2006, cообщений 113
Москва
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 20:57 / 19.01.07

Кинь-ка схемку, заинтересовало...
Если, как ты говоришь, и с прошивкой траблов нет, да плюс к тому на одной ИМС (кстати, сколько она стоит?), то вообще ништяк!
Zmejuk

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.12.2006, cообщений 51
Откуда: Москва
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 12:54 / 20.01.07

Электронный тахометр с удобной индикацией

Примерная схема.
Здесь только цифровая часть. Схему датчика так из головы вставить не могу- не силен в этом. Но уверен что там особых проблем не будет.
Для полного удовольствия можно навесить кнопки для переключения режимов. Вместо ЖКИ поставить светодиоды. И все это без каких либо дополнительных микросхем.
Цена:
Ну я пользую ATMEGA32 они в районе 200р в чипе и дипе, в данной задаче можно применить более простые контроллеры ATMEGA8, ATMEGA16. Наверное можно найти еще более дешевые контроллеры, но я очень привык к этимSmile
наличие кварцевого резонатора тоже не обязательноSmile

На счет датчика:
Ну не секрет что тахометр по большому счету это обычный частотомер. Здесь схема на вход получает импульсы (лог 0 и лог.ед.) 0вольт и 5 вольт. Так вот датчик должен преобразовать сигнал ну допустим от катушки в сигнал достаточный для обработкиSmile На мой взгляд это будет усилитель на одном транзисторе.
Еще один тип датчика: сигнал может быть взят с прерывателя. Здеь нужен делитель напряжения.
Я читал что Хаммер увлекался электричеством, может он в аналоговой теме более силен? или ктонить может подсказать?
Zmejuk

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.12.2006, cообщений 51
Откуда: Москва
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 13:20 / 20.01.07

вот примеры выполненные на одном микроконтроллере, если подсоединить датчик и подправить программу, то поулчится тахометр (спидометр, часы, одометр...)
Электронный тахометр с удобной индикацией

Электронный тахометр с удобной индикацией

белый разъемчик это для программирования 5-ю проводкамиSmile
Онлайн-статус
Hammer
Завхоз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.10.2005, cообщений 4342, возраст 46
Жуковский
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 15:07 / 20.01.07

А обещанная схема программатора где???

Я бы делал не так немного. Надо выбрать проц с управляемым "снаужи" прерыванием - вывод на микрухе, к которому подключаем датчик. На прерывание вешаем подпрограмму которая смотрит разницу во времени с момента последнего прерывания и расчитывает частоту, которую и выводит на экран. А на шину данных, как у тебя - упавление калибровкой и режимами.

Замут с прерываниями - чтобы постоянно шину данных всю под кнопки, нам нужен совсем мелкий проц, с шиной на 4 входа, как раз чтобы для кнопок хватило.

Датчик - оптрон или зажим "крокодил" на ВВ провод через конденсатор.

Раньше много возился с процессорами мелкими, даже разрабатывал сигналку для автомобиля с кодовым замком, но раньше и процы были малость другие Smile
Онлайн-статус
Кирилл

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 28.10.2006, cообщений 104
Петербург
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 15:46 / 20.01.07

Был по данному вопросу на авторынке: есть и готовые тахометры,расчитаные на работу с 1 - 8 цилиндрами 2-4тактного двигателя. один вобще имеет подстройку! Продавец сказал что можно взять проверить на пару дней. стоят 240р-300р.также имеют другие функции(аккум меряют,часы,еще чегото).Смысл тогда парится с паяльником?
Онлайн-статус
Hammer
Завхоз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.10.2005, cообщений 4342, возраст 46
Жуковский
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 16:33 / 20.01.07

А их и ставят на мотоциклы, но мне в нем не нравится внешний вид совковый и наличие АКБ для работы. Для PIC достаточно 3В т.е. одна "таблетка" и спидометр/тахометр получается универсальным.
Zmejuk

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.12.2006, cообщений 51
Откуда: Москва
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 18:36 / 20.01.07

Здесь написано про программатор.
http://www.ln.com.ua/~real/avreal/adapters.html#FBPRG

На схеме имелось ввиду вход подключен к счетчику, прерывание генерится по таймеру(т.е. та же концепчия что и у Хаммера)
На схеме у микроконтроллера выходы это не шина данных, а порты и к тому же эти выходы могут конфигкриться как входы прерываний или как входы счетчика...
На счет питалова...есть версия L там в районе 3V. Но в этом случае придется искать жки с 3V... либо ставить преобразователь. на счет мелких контроллеров тоже верно, но на Жки все равно каналы нужныSmile.

Для Кирилла:
Ты полностью прав! Еще есть скутеры - смысл вообще возиться с дырчикомSmile
Онлайн-статус
Hammer
Завхоз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.10.2005, cообщений 4342, возраст 46
Жуковский
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 19:50 / 20.01.07

Спасибо! А тактовый генератор у схемы встроенный чтоли, если тут генератор на прерывания подключен? А порты у нее двунаправленные?

3В не для ЖКИ пойдет, а для светодиодной шкалы в самый раз...
Zmejuk

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.12.2006, cообщений 51
Откуда: Москва
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 20:01 / 20.01.07

Да в них стоит RC генератор. Порты двунаправленные, даже правильнее сказать квазидвунаправленные. т.е. каждый вывод может работать в свою сторону.
на светодиоды придется убить кучу выводов...
таблетка со светодиодами долго продежится?

Начать новую тему    Ответить на тему Подписчиков (0) ( 1, 2, 3  След. )
 

Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

« Светодиодная эпопея | Акустика на дырчик »



 
© ДЫРЧИК.РУ 2018
info@dyr4ik.ru
www.magazinmopedov.ru Мобильная платформа для втуберов