СТРАНА, КОТОРАЯ МОГЛА

Начать новую тему   Ответить на тему Подписчиков (0)
Форум » Библиотека » СТРАНА, КОТОРАЯ МОГЛА
Онлайн-статус
Levi

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 03.10.2008, cообщений 188

Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 23:14 / 31.07.10

Нашел одну очень интересную статейку, даю ее полностью.
mk-lat # 142 (355)

ссылка http://www.mk-lat.lv/fresh/355/1162

СТРАНА, КОТОРАЯ МОГЛА
01.12.2009
Маргита Спранцмане, margita@mk-lat.lv


МОПЕД «РИГА»: ИСТОРИЯ МЕЧТЫ
В 1958 году в Латвии был выпущен первый советский мопед. Через 20 лет о «Риге» мечтал каждый мальчишка СССР
Не так уж давно это было: слава рижского завода «Красная звезда» гремела на весь СССР. Поначалу здесь, в шумных цехах на центральной улице Ленина, собирали велосипеды. Затем перешли к производству мопедов. Помните ли? Мопед «Рига» считался мечтой каждого советского мужчины, юноши и даже пацаненка.


«Не закройся «Красная звезда» в 1998 году, – говорят историки от мотостроения, – работа такому заводу нашлась бы. Например, вместо мопедов сегодня в Риге могли изготавливать современные скутеры».
Но до скутеров знаменитый завод не дорос. Экономический кризис захватил его сразу после большого подъема, и справиться с обстоятельствами «Красная звезда» не сумела. Она просто исчезла с производственной карты Европы, словно и не бывало ее.
Ныне о крупном производстве, дававшем Латвии тысячи рабочих мест и платившем приличные налоги, напоминают только старые мопеды «Рига», бегающие по нашим дорогам по сей день.

Славный 1958-й

Факт: первому советскому мопеду суждено было появиться именно в Латвии. Нет, конструкторы «Красной звезды» не изобрели мопеда. Приделать к велосипеду мотор на Западе додумались двумя десятилетиями ранее, и в Европе модернизированное средство передвижения использовали уже перед войной.
Но Рига все равно стала пионером. Конструкторы нашего завода «Красная звезда» прибавили к чужой идее собственную смекалку, и – оп! – в 1958 году выпустили первый мопед СССР. Время шло, слава нашей «Риги» крепчала, да и сейчас не померкла окончательно.

Гонка за удачей

Своя история про мопеды «Рига» или «Дельта» найдется почти в каждой семье. Старшее поколение многое может рассказать о трудностях, сопровождавших покупку моторизированного средства передвижения (недаром обладатели мопедов считались в СССР особой кастой, присоединиться к которой было вовсе не просто).
– Немедленно выезжайте! – такой телефонный звонок от родственников из глубинки заставлял рижан нервно вздрогнуть, – в наш универмаг только что завезли «Ригу»!
Было досконально известно, что в магазин не могли доставить больше десяти-пятнадцати мопедов, поэтому жители столицы кидались на автостанцию. Мчались в Резекне, Мадону или Даугавпилс. Это была сказочная гонка за удачей: тот, кто успевал первым, получал право выложить на прилавок деньги и наконец-то пощупать руками настоящую «Ригу» – уже не чужую, а собственную! Но большинство претендентов на двухколесное чудо с мотором литовского завода «Вайрас» в этом соревновании оставалось с носом.
– Да-да, мопедов давно уже нет, – сообщали им продавцы универмага, утомленные общением с охотниками за «Ригой».

Велосипед в утешение

Такую волнительную поездку в регионы однажды совершили родители Роланда Булиньша, нынешнего руководителя экспозиционного зала Рижского мотормузея. Они знали, что сын изнемогает от желания заполучить собственный мопед.
– Это правда, очень хотелось иметь «Ригу», – признается сегодня Роланд, – ведь у соседских парней мопеды уже были.
Но родители Роланда вернулись в столицу ни с чем. В районном универмаге мопедов на всех, как обычно, не хватило. По пути домой Булиньши-старшие заехали в «Детский мир» и купили сыну велосипед.
– В утешение, – объясняет Роланд.
Историю о том, утешил ли пацана велосипед, доставленный вместо драгоценного мопеда, оставим без комментариев.

Каждый молодой человек в СССР знал, что никакой велик в подметки не годится рычащей, едко пахнущей «Риге»!


С 1958 по 1998 год в столице Латвии были собраны миллионы мопедов, мокиков и мотоциклов. Где теперь все это производственное великолепие? Милости прошу проехать через Воздушный мост на улице Бривибас. Именно возле него находился знаменитый завод. Часть его корпусов сровняли с землей, а главное здание в печали смотрит на нас глазницами выбитых окон, затянутых сеткой с дурацкой рекламой.
Но сегодня речь не о том, как закончилась история легендарной «Риги». Гораздо интереснее узнать о том, как она начиналась…

Наследство Эренпрейса

В экспозиции Рижского мотормузея находится множество интересных транспортных средств, но собирательством и экспонированием работа специалистов музея не ограничивается. В фондах заведения хранят многие артефакты, связанные с историей авто- и мотостроения Латвии. Это сотни документов, фотографий, пожелтевших вырезок. По каждой теме наберется папка, а то и не одна.
Роланд Булиньш на нашу беседу про мопеды пришел именно с такой толстенной папкой, и время от времени заглядывал в бумаги, чтобы уточнить цифры и даты. Вот он, научный подход к теме!
– Если рассказывать про рижский завод «Красная звезда», то никак не обойтись без его ранней истории. Поначалу в этом месте находилась велосипедная фабрика Густава Эренпрейса, – рассказывает Роланд. – До войны здесь изготавливали знаменитые велосипеды «Эренпрейс ориджинал».
Фабрика Эренпрейса просуществовала недолго, всего 17 лет. Но за это время она успела выпустить примерно 180 тысяч велосипедов, которые продавались во всей Европе. По всему понятно, что Густав Эренпрейс был человеком незаурядным, ведь именно ему принадлежали многие конструкторские и дизайнерские решения, которыми советские власти продолжали пользоваться даже после национализации завода.
– Знаменательно то, что после войны Эренпрейса не уволили, – всматривается в свои бумаги Роланд, – бывший хозяин некоторое время продолжал работать на производстве в качестве инженера. О его дальнейшей судьбе данных у нас нет.

Не обошлось без шпионажа

Завод полностью восстановили к 1947 году и поначалу назвали Рижской велосипедной фабрикой. Понятно, что в цехах занялись привычным делом – изготовлением велосипедов. Мужские, дамские и детские, они имели старый довоенный дизайн, поменялось только клеймо производителя.

Тем временем прогресс на месте не стоял, и в середине пятидесятых завод получил задание «сверху» – следовало разработать модель мопеда. Власти разумно рассудили, что хватит советскому человеку крутить педали в то время, как половина Европы передвигается на моторизированном транспорте.

Но для того чтобы запустить мопед в производство, мало было снабдить велосипед небольшим мотором. Несколько лет специалисты «Красной звезды» изучали разработки западных коллег. Главный конструктор Юлий Веллер бывал на выставках, привозил оттуда все доступные материалы. Можно назвать это промышленным шпионажем. Но Веллера оправдывает то, что шпионил он лишь с целью сократить время разработки отечественного мопеда. Результаты не заставили себя долго ждать. Популярный велосипед «Рига-18» получил двигатель ленинградского завода «Красный октябрь» в 1958 году. Вышло удовлетворительно. Но конструкторам следовало идти дальше.

Проверили и запустили в массы

– Взяв за образец австрийский мопед компании «Пух», в Риге создали отечественную экспериментальную модель «Спридитис», – говорит Роланд, – очень жаль, но это была наша первая неудача.
Завод изготовил пилотную партию «мальчиков-с-пальчик». Четыре мопеда должны были участвовать в серьезных испытаниях, в том числе и в глубинке России. Проверка выяснила, что австрийский прототип никак не подходил для наших разбитых дорог: у «Спридитиса» треснула рама, передняя вилка тоже показала себя слабоватой. В серийное производство мопед не попал.
Зато при разработке следующей модели, рассказывают в Рижском мотормузее, конструкторы кропотливо учли все недостатки первой. На этот раз за образец был взят немецкий мопед «Симсон», а его советский близнец получил название «Рига-1».
– Первые мопеды «Рига-1» были изготовлены в 1960 году, – рассказал Роланд Булиньш, – двигатели к ним поставляла чешская компания «Ява», остальные же детали производились в Риге.
Пилотная партия «Риги-1» в количестве одиннадцати мопедов тоже подверглась суровым проверкам. Испытатели отправились на этих машинах в пробег, за 50 дней преодолев 10 000 километров до Астрахани и обратно. Вернулись усталые, но довольные: «Можно запускать мопед в массы!»

«Карпаты» – всего лишь двойник

Один из первых таких мопедов сегодня можно увидеть в экспозиции Рижского мотормузея. «Рига-1» выглядит настолько современной, что хоть сразу садись и езжай! Окрашенные бока сияют, у переднего колеса – небольшой флагшток, для удобства пассажира предусмотрена пара складных подставок для ног.
– Такие экстры получили только первые экземпляры «Риги», – признают историки, – эти мопеды участвовали во многих выставках, поэтому даже покрашены они намного лучше, чем серийные.

Среди коллекционеров первые «Риги» считаются большим раритетом, за ними вновь идет настоящая охота. Особенный интерес вызывают мопеды, оснащенные двигателями «Ява». Позже завод начал использовать моторы, произведенные в Шяуляе. Считается, что эта перемена не пошла латвийским мопедам на пользу.

– Двигатели из Шяуляя оказались не такими надежными и мощными, как чешские, – соглашается Роланд. – Поэтому престижу «Красной звезды» был нанесен некоторый урон.
Но мопеды все равно расходились как горячие пирожки – выбора-то у потребителя не имелось. Правда, на Украине начали производить мопед «Карпаты», но по своей сути и содержанию он представлял собой ту же самую «Ригу».
Статистика сохранила для нас интересные цифры. Если в 1960 году в столице Латвии собрано 11 штук моторизированного двухколесного транспорта, то в 1961-м – уже 5000, в 1962-м – 27 тысяч, а в 1965 году завод выпустил более 90 тысяч мопедов «Рига-1», после чего модель с производства сняли, заменив ее очередной модификацией – «Рига-3».

К сердцу потребителя… через спорт

По сей день «Рига-1» считается самым успешным мопедом из всех, производившихся в Латвии. Но это вовсе не значит, что наш завод не придумывал других моделей двухколесного транспорта.
– В шестидесятые годы конструкторы создали очень популярный мотовелосипед «Гауя». Он был довольно дешевым и доступным, – говорит Роланд Булиньш. – Для покупателей казалось важным то, что «Гауя» была проста и из-за маленького объема двигателя не попадала в категорию мопедов. Вдобавок у нее имелись педали и в случае чего – например, если закончился бензин или дорога шла в горку, – велосипедист мог помочь двигателю силой собственных ног.
Начало семидесятых для рижского завода выдалось сложным. Команда дизайнеров и конструкторов не покладая рук трудилась над новыми моделями мопедов, но идеи и эскизы ложились в дальние ящики стола. Рассказывают, что начальство новинок не хотело, поскольку их производство требовало инвестиций и покупки других станков. Гораздо лучшим выходом казался выпуск старых популярных моделей. Производство действительно увеличивалось. Сначала в год собирали 100–120 тысяч мопедов, а в начале восьмидесятых довели выпуск до 300 тысяч единиц.
– Но есть интересный нюанс, – старается уточнить Роланд, – в то же время «Красная звезда» упорно работала над спортивными моделями мопедов и мотоциклов. Такие машины успешно выступали в соревнованиях своих классов. Делалось это для того, чтобы привлечь потребителей. Человек понимал: если машины «Красной звезды» побеждают в союзных чемпионатах, значит, эти мопеды очень надежные и быстрые. Этот психологический прием работает по сей день, поэтому-то каждый крупный завод автопрома старается иметь свою спортивную команду!

Излишки хранили на крыше

Вскоре рижский завод вышел на пик славы. Сначала он предложил жителям СССР популярный мопед «Рига-12», за ним последовали модели «Дельта» и «Рига-13», которые производились до самого закрытия предприятия.
– Время от времени конструкторы запускали новые мопеды, но они, как правило, выходили малыми сериями, – рассказывает сотрудник Рижского мотормузея. – Вспомним хотя бы «Ригу-18». Этот мопед вышел сложным по конструкции, поэтому заводу удалось сделать только сто штук.
В 1984 году «Красная звезда» выпустила 113 тысяч мопедов, 59 тысяч мокиков, 16 тысяч мини-мокиков. А ведь с ее конвейеров продолжали сходить и детские велосипеды, и коляски для малышей, которые никто и считать-то не думал.
Но популярность, как обычно это бывает, обратилась для завода настоящей бедой. Рынок постепенно насыщался мопедами, а постоянная производственная гонка приводила к появлению брака. Один из конструкторов «Красной звезды» позже вспоминал: «Днем завод собирал и отгружал потребителям готовые мопеды, а ночью разгружал и разбирал машины, требовавшие ремонта или устранения недостатков». Иногда излишек продукции скапливался даже на крыше заводских цехов.
Стагнация была неизбежна. Но стагнация – еще не гибель. Если бы не развал СССР и не сокращение рынка сбыта, рано или поздно рижский завод начал бы производить новые виды транспорта. Жители Европы в шестидесятых начали пересаживаться на мотороллеры, рано или поздно такие машинки заказали бы и Риге.
Но – не суждено. Вместо этого с заводом «Красная звезда» приключилась совсем другая история, без малейшего намека на хеппи-энд.

Закончили «Форой»

Латвия вернула себе независимость, и завод «Красная звезда» получил новое название. Теперь он именовался Рижским мотозаводом и сохранял кое-какие перспективы.
– Специалисты продолжали придумывать интересные модели, – считает Роланд Булитис, – скажем, выпустили грузовой трицикл «Пони». На таком легком пластиковом трицикле мог ездить и перевозить грузы даже человек без водительских прав, потому что «Пони» с двигателем в 50 кубических сантиметров попадал в категорию обычных мопедов.
Создан был складной мопед «Мини», с которым запросто можно было втиснуться в автобус или подняться на лифте. Чтобы при хранении в квартире «Мини» не вынуждал хозяина дышать бензиновыми парами, бак сделали съемным: отцепи – и поставь на балкон.
Самым же рискованным, амбициозным проектом того времени оказались детские мопеды «Манки» и «Босс». Такие машинки заказали британские партнеры завода. По контракту в Англию должны были отправиться 3000 мопедов. Рижане с привычной точностью выполняли свои обязательства и только удивлялись тому, что в каталогах Туманного Альбиона их продукция представлена с пометкой «Made in UK» и предлагается по цене 899 фунтов.
– Но за последнюю партию мопедов Рижский мотозавод денег от партнеров не получил, что стало последней каплей в его разорении, – считает Роланд Булиньш. – Вдобавок предприятие задолжало Государственному агентству приватизации. Это было равнозначно смертному приговору.
В 1998 году бывшая «Красная звезда» закрылась. Последней разработкой завода стал мопед «Фора», сошедший с конвейера завода всего в двух экземплярах. Жаль. Маленькие и экономичные мопеды нам и сегодня очень бы пригодились.


Пилотная партия «Риги-1» в количестве одиннадцати мопедов тоже подверглась суровым проверкам. Испытатели отправились на этих машинах в пробег, за 50 дней преодолев 10 000 километров до Астрахани и обратно. Вернулись усталые, но довольные: «Можно запускать мопед в массы!»


ФАКТ

Мопед «Рига» в хорошем состоянии стоит сегодня 60–110 латов.
Мопед «Стелла» в магазине Рижского мотозавода в сезоне 1997/98 года стоил 280 латов.
Мопед «Дельта» в 1985 году обходился в 205 рублей, прогрессивный мокик «Мини» стоил 205 рублей, а последний массовый мопед «Рига-13» – 145 рублей.

ЦИФРЫ

Техническая характеристика «Риги-13»
Сухая масса – 42 кг.
Полезная нагрузка – 100 кг.
Скорость – 40 км/ч.
Запас топлива – 5,5 л.
Средний расход топлива – 2,2 л/100 км.
Длина – 1900 мм.
Ширина – 750 мм.
Высота – 1150 мм.
База – 1170 мм.
Шины – 60–484 (2,25–19).
Рабочий объем – 45 см.
Мощность – 1,3 л.с./0,96 кВт при 3200 об/мин.
Степень сжатия – 6,0.
Топливо – смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1).
Зажигание – от магнето.

Начать новую тему    Ответить на тему Подписчиков (0)
 

Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

« мануал от в-902 | Всем реставраторам.Весьма редкие описания и каталоги... »



 
© ДЫРЧИК.РУ 2018
info@dyr4ik.ru
www.magazinmopedov.ru Мобильная платформа для втуберов